Речевое развитие ребенка. Когда следует обратиться к специалисту

Валентина Пантелеева, врач-психиатр

  Каждый родитель хочет видеть своего ребенка здоровым, счастливым и общительным. Ребенок рождается, не умея говорить. В процессе своего развития он должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться устной и письменной речью. Речь играет решающую роль в овладении наукой и культурой. Она не только служит общению между людьми, но и является необходимым средством, орудием человеческого мышления. Своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Стоит отметить, что в последние годы резко увеличилось количество детей с задержкой речевого развития и другими речевыми нарушениями. Что же должны знать родители о речевом развитии ребенка? В каких случаях стоит обратиться к специалисту?

Во-первых, взрослым надо усвоить простую истину: ребенка необходимо воспринимать как собеседника с момента нахождения его в утробе матери. Очень важно, как можно больше говорить с малышом, даже тогда, когда он еще не научился отвечать вам. Во-вторых, необходимо понимать, что речь малыша развивается постепенно, проходя различные этапы. Ребенок не может перепрыгнуть какой-то из этапов и сразу от молчания перейти к фразовой речи. В-третьих, родителям необходимо знать, в каком возрасте формируется та или иная сторона речи. Ниже кратко приведены основные этапы речевого развития.

1 этап – предречевое развитие (до года). В первые месяцы жизни для ребенка характерны ранние младенческие вокализации (крик-плач), гуление, лепет. Со второго полугодия жизни начинается развитие понимания слов. В год ребенок начинает произносить первые слова.

2 этап – раннее речевое развитие. С полутора лет начинается быстрое накопление словарного запаса. В 2,5 – 3,5 года формируется фразовая речь. Запас слов в 2 года 200-300, в 3 года уже 800-1000.

3 этап (4-5 лет) – в 4 года дети изъясняются развернутыми предложениями, включающими почти все части речи. Запас слов до 2000. К 5 годам исчезают почти все возрастные неправильные произношения.

4 этап (5-6 лет) – в дошкольном возрасте дети используют во фразах все основные части речи, умеют составить рассказ из 40-50 предложений. Запас слов 2500-3000.

Если речевое развитие ребенка отличается от приведенных критериев, необходимо обратиться к детскому специалисту – неврологу, психиатру, логопеду. Специалист оценить речевое развитие ребенка, при необходимости назначит лечение и разработает программу коррекционных логопедических занятий для вашего ребенка.

Уважаемые родители, не откладывайте консультацию у специалиста! Помните, что ваш ребенок может получить необходимую помощь только при своевременном обращении в поликлинику. Родительское внимание и квалифицированная медицинская и педагогическая помощь обеспечат хорошее развитие речи вашего ребенка!

 

Оставить комментарий