Что делать, если маленький ребенок не слушается и закатывает истерики

Врач-психиатр детский участковый

диспансерного отделения

Лезиной О.М.

Маленькие дети еще только учатся огромному количеству разных вещей: ходить, говорить, одеваться, а также управлять своими эмоциями. Их мозг еще только развивается, и поэтому работает в нем преимущественно его древняя примитивная часть, что и проявляется в поведении истериками, агрессией и плачем. По сути дела, дети еще не научены вести себя правильно, так как хотели бы взрослые.

Такие ситуации возникают не на пустом месте. Как правило это или запрет на желательное для ребенка или принуждение к выполнению необходимого взрослому. Поведение ребенка подчиняется принципу удовольствия, и только становясь взрослым он научается понимать, что такое ответственность и долг. С ребенком до пяти лет нецелесообразно проводить длительные назидательные беседы, особенно в момент истерики.

Наши дети обучаются путем подражания. Это первое правило, которое надо усвоить родителям. Если мама заставляет ребенка мыть руки перед едой, а папа их не моет (или не моет сама), то нет смысла кричать на ребенка. Ваши слова бесполезны, важно ваше поведение.

Ребенок нуждается прежде всего в защищенности и безопасности. Это второе правило. Защищенность и безопасность включают в себя понятные ребенку правила, установленные в семье, соблюдение этих правил членами семьи. Сюда же включается сочувствие, поддержка. Защищенность и безопасность для ребенка – это знания и умения родителей видеть потребности ребенка в каждый возрастной период и в разных ситуациях. Так, например, предоставить малышу полутора лет возможность беспрепятственно бегать означает дать ему свободу сталкиваться с препятствиями, получать маленькие шишки и постепенно набираться опыта осторожности и лучшей координации движений.  Для полуторагодовалого ребенка родители еще могут создать безопасное пространство дома. А вот если ребенок до пяти лет был лишен этой возможности излишней гиперопекой («не бегай», «не прыгай», «не лезь»), то повзрослев и оказавшись вне дома в незнакомой ситуации, он становится беззащитным.

Третьим важным правилом является согласованность и непротиворечивость требований к ребенку от всех членов семьи. Малыши быстро научаются видеть «слабое звено». От терпения, внимательности самих родителей зависит очень многое. Если каждый раз, заходя в супермаркет, мы награждали малыша за терпение игрушкой или конфетой, то однажды отказав ему в подобной ситуации мы неизбежно получим истерику. Малыш не обязан понимать ваши материальные возможности, ваше настроение и желание его воспитать. Процесс воспитания непрерывен и заключается не в воздействии на ребенка, а в самодисциплине и самовоспитании и постоянном обучении этому искусству. Почему-то считается, что для того, чтобы стать замечательным поваром или портнихой –этому надо учиться, а в самом важном для родителей процессе – воспитании собственных детей они чаще полагаются на разрозненные советы узких специалистов.

Хочу обратить ваше внимание, что временные рамки для эффективного воздействия ограничены возрастом двенадцати лет.  Есть хорошая фраза: «Воспитать – это значит научить ребенка обходиться без нас».