Диагностика при расстройстве развития речи у детей

Врач-психиатр участковый

диспансерного отделения

Токарева Е.А.

Формирование речи является одной из основных характеристик общего развития ребёнка. Нормально развивающиеся дети обладают хорошими способностями к овладению родным языком. Речь становится важным средством связи между ребёнком и окружающим миром, наиболее совершенной формой  общения, присущей только человеку. Важно вовремя заметить любые отклонения в развитии речи. Многих родителей, которые приходят на приём к психиатру, волнует вопрос: «А не отстаёт ли их ребёнок в речевом развитии?»

Важным показателем развития речи до 1,5 -2 лет является не столько собственное произношение, сколько понимание обращённой к нему речи (рецептивная речь). Ребёнок должен внимательно и с интересом слушать взрослых, хорошо понимать обращённую речь, узнавать название многих предметов, выполнять  простые бытовые просьбы- инструкции. На втором году жизни слова и звукосочетания уже становятся средством речевого общения, т. е. формируется экспрессивная речь.

Остановимся на основных показателях развития экспрессивной ребёнка  речи

от 1 года до 6-7 лет.

  • 1 год – начало формирования экспрессивной речи. Словарный запас от нескольких до десяти слов.
  • 1,5 года – объём активного словаря от 5 до нескольких десятков слов.
  • 2 года – растёт объём словарного запаса, появляются первые фразы, предложения из 2х слов (Например: хочу пить, дай игрушку).
  • 3 года – объём активного словаря составляет от нескольких сотен до тысячи слов, ребёнок начинает формировать простые предложения, в которых присутствуют не только подлежащие и сказуемые, но и второстепенные члены ( Например: я рисую красную машинку).
  • 4 года – словарный запас увеличивается до двух тысяч слов, ребёнок начинает изъясняться развернутыми предложениями, верно используя грамматические формы (Например:  Мама, дай мне игрушку. Мы  играем в куклы).
  • 5 лет – словарный запас более двух тысяч слов. Ребёнок может составить рассказ по картинке из нескольких предложений и ответить на вопросы по сюжету рассказа.
  • 6 -7 лет – умение составить рассказ (пересказ) из нескольких десятков предложений, используя верно грамматические формы слов и структуру  построения предложений.

Хочется отметить, что  лучше вовремя предупредить те проблемы, которые могут возникнуть при развитии речи ребёнка,  чем с ними столкнуться впоследствии.