Кризис — как один из факторов развития Личности

Кризис — как один из факторов развития Личности.

Врач-психиатр

диспансерного отделения

Сафронова  Н.Н.

Термин «кризис» многозначен. В различных психологических теориях он используется по разному и связывается с различными явлениями психической жизни человека. На основании эмпирических данных Л.С., Выготский выделяет следующие критические периоды: кризис новорожденности, одно года, трех лет, семи лет, тринадцати лет(подростковый), кризис семнадцати лет(юношеский). В настоящее время подростковый кризис относя к 11-12 годам, юношеский к 15( по периодизации Д.Б., Эльконина).На каждой ступени развития интенсивно развивается какая- то одна сторона     человеческой деятельности(и соответствующие способности), вторая же сторона- отстает. Когда это отставание достигает критического уровня, происходит изменение ведущей деятельности, происходит кризис. Эриксон  выделяет  восемь последовательных стадий    развития, называя их кризисами развития. При этом первые пять стадий  в целом повторяют известные психоаналитические стадии . Каждый из периодов определяется Э.Эриксоном через  основополагающий   конфликт, разрешение которого    составляет одну из задач «эго». Источником кризиса является противоречие  В результате кризиса происходят качественные изменения.  Разрушается привычный стереотип  поведения. Проблема выбора, последствия кризиса.    Выделяют два вида кризисов,  по критериям:

  1. Нормативные(как результат закономерных перестроек).
  2. Ситуативные.

Кризис затрагивает наиболее фундаментальные жизненно важные ценности и потребность  человека, становится доминантой  внутренней жизни человека и затрагивает сильные  эмоциональные переживания.

Каждая проблема человека- это констеляция его чувств, мыслей и интенций. Поэтому ее можно  разрешать меняя свою жизнь, ее образ, отношения, внутренние ориентиры.  Рост личности всегда связан с чувством  тревоги и неопределенности.

Жизненные задачи- это сознательно принимаемые цели, которые инидивид ставит себе в определенные моменты жизни. Они представляют собой важные, аффективно переживаемые, личностно значимые интересы, которые определяют  усилия  личности по самореализации; они определяют надежды и мечты  индивида, связанные с его личной историей и тем, как он смотрит на окружающий его мир. Понимание жизненных задач   существенным образом продвигает специалиста в  трактовке и  его действий и поступков.

Главная особенность развития в зрелом возрасте- минимальная его зависимость от хронологического возраста, в гораздо большей степени оно определяется личными обстоятельствами жизни человека — его опытом, родом занятий, установками и т.д. Наиболее противоречивые оценки возрастного  развития касаются так называемого кризиса середины жизни или кризиса сорока  лет. Модель перехода предполагает, что перемены в жизни заранее планируются, и поэтому человек оказывается способным справиться с ними. Модель кризиса- противоположная. При кризисном течении  середины жизни происходит утрата иллюзий, возникает болезненная неспособность  справиться с  с возможными проблемами- разводами,  потерей работы,  с физиологическими признаками надвигающейся старости.

Необходимо тщательно продумывать свои действия, чтобы заранее свести к минимуму неудачи и в максимальной степени обеспечить цели. Важно научиться  внимательно  анализировать условия своей деятельности, рационально использовать их для достижения успехов(если причина неуверенности состоит в твердой установке на  избегание неудач, то необходимо изменить эту установку на ожидание успеха).

Причины неуверенности: 1. заниженная самооценка.

  1. Ожидание неуспеха.
  2. Защитная реакция, порождаемая преобладанием потребности избегания неудач над потребностью успеха.

 Необходимые ресурсы есть у человека в любой момент времени. Однако есть определенные способы, чтобы их пробудить.   Для того, чтобы добиться желаемого результата, необходимо  подумать какие качества необходимы для достижения той или иной цели, для достижения результата. Попытайтесь оценить свое состояние сразу после того, как услышите просьбу и сделайте вывод на основе этой оценки. Постоянные упражнения помогут вам обрести уверенность  в себе. В спонтанной, но твердой манере учитесь не только  отказывать , но и просить, высказывать свои суждения, требования, жалобы и добиваться их удовлетворения. Степень вашего упорства в достижении цели показывает, насколько эта цель значима для вас. Каждая наша мысль создает наше будущее. И путь к исцелению начинается с изменения мыслей. Если вы будете по несколько раз в день повторять целебные аффирмации, то они  помогут вытеснить все наши прежние и привычные мысли. Кроме того, , они настроят ваш организм на новую позитивную волну- волну здоровья и процветания. Вы научитесь впускать в свою жизнь  все самое светлое и прекрасное! А это так важно при различных стрессовых ситуациях, жизненных кризисах, хронических заболеваниях, психологической причиной  которых считается преобладание отрицательных эмоций и неумение обращать внимание на положительные явления в жизни. Примеры аффирмаций:

  • Я с удовольствием расстаюсь с прошлым и приветствую все новое в моей жизни. Я в полной безопасности.
  • В жизни очень много хорошего и я учусь видеть это хорошее.
  • Я широко раскрываю объятия миру и заявляю ему с любовью, что я принимаю все лучшее в нем.
  • Я наслаждаюсь жизнью, каждым ее мигом- ведь жизнь прекрасна.
  • Мои сосуды гибкие и эластичные. Кровь свободно циркулирует по сосудам. Мой организм работает на отлично.
  • Я полностью открываюсь жизни и радости.

Поможет преодолеть кризис и  положительное отношение к себе, ведение здорового образа жизни. Составными частями  здорового образа жизни являются распорядок дня и режим питания, двигательная активность и качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, обстановка на работе и многое  другое. Только от нас с вами зависит каким  будет наш образ жизни – здоровым, активным или нездоровым, пассивным.

*Ставьте перед собой только полезные, положительные цели, достижение которых принесет  удовольствие  и вам и окружающим.

*Планируйте свои дела, эффективно распределяя время, чтобы избежать напряженных ситуаций. После трудной работы хорошо отдохните.

*Тщательно выбирайте друзей, будьте разборчивы в знакомствах, старайтесь,  чтобы отношения с окружающими были ровные, добрые, спокойные, уважительные.

* Освойте приемы расслабления и «отстраненного» взгляда на происходящее.

* Надейтесь на лучшее, на положительное развитие событий.

*Оборудуйте сое рабочее место так, чтобы поднятый от бумаг взгляд останавливался на  комнатных цветах, красивой картине, аквариуме с рыбками,  любимой книге, красивом виде из окна; «повесьте» на экран компьютера картинку, на которую вам приятно будет смотреть.

*Хвалите  себя и других. Похвалы необходимы не только детям, но и взрослым- слова признания, благодарности за хорошо выполненную работу. Если вас не хвалят друзья, родственники, начальник- похвалите себя сами!

*Не стоит постоянно  возвращаться мыслями к неприятностям. Сознательно формируйте позитивное отношение к тем, кто вас окружает дома и на работе, а вечером вспоминайте  о приятных моментах за прошедший день.

*В вашей жизни должны быть элементы размеренности и постоянства, островки стабильности. Например, обязательная утренняя гимнастика, завтрак в одно и тоже время, просмотр любимой телепередачи, традиционная вечерняя прогулка- все это повышает ощущение  стабильности, а значит уверенности в себе.

*Поддерживайте и развивайте свои  полезные привычки, постарайтесь избавиться от вредных.

*Сохраняйте хорошую физическую форму, полноценно питайтесь, как можно реже употребляйте алкоголь, не курите.

* Смейтесь, улыбайтесь, шутите как можно чаще, в том числе и над собой. Развивайте в себе чувство юмора.

*Наслаждайтесь жизнью! Получайте удовольствие от каждого прожитого мгновения, находите приятное в любом событии, в каждом,   самом незначительным эпизоде жизни.

*Используйте с максимальной пользой для здоровья каждый выходной день, каждую минуту.

Сделайте своим лозунгом: «Положительные эмоции и уверенность в себе! Прямо сейчас, с сегодняшнего дня, с этой минуты. И стресс, шок и депрессия будут обходить вас стороной!».