Статьи сотрудников
Материал опубликован:
Обновлён:
Врач психиатр участковый
диспансерного отделения
Степанушкина Н.А.
Во всём мире этим заболеванием страдает около 1% всего населения. Причём, риск заболеть шизофренией почти не зависит от уровня образования, профессии или принадлежности к определённому социальному слою. Мало влияют на этот риск условия проживания (большой город или, наоборот, сельская местность).
И наоборот, есть факторы, значимость которых нельзя отрицать, например – наследственность. Но если бы только она определяла причину заболевания, то, например, близнецы, имеющие полностью схожий набор хромосом наследственного материала, заболевали бы всегда вместе. Однако в жизни это происходит далеко не всегда. Другая причина, довольно популярная в качестве объяснения причины болезни – «стресс» («после армии», «после разрыва с девушкой/молодым человеком», «после травмы» и т.п.). Но, согласитесь, – не все, кто служил в армии или расставался с девушкой или получал травмы – стали пациентами психиатров. Есть люди, обладающие чертами личности, сходными с таковыми у больных шизофренией (замкнутость, эмоциональная холодность, «своеобразное» мышление и т.д.), но и они вовсе не обязательно страдают этим расстройством.
Подобные факты дают основания полагать, что шизофрения – болезнь многофакторная и в основе её лежат наследственность, индивидуальные черты личности, привычки и образ жизни, семейные и общественные взаимоотношения, и, наконец, факторы окружающей среды. Всё вышеперечисленное можно условно разделить на три группы: биологическую, психологическую и социальную. Только в случае нарушения всех трёх составляющих и становится возможным то, что психиатры всего мира называют термином шизофрения. Именно поэтому и оказываются зачастую тщетными усилия врачей, пытающихся вылечить эту болезнь только лекарством. То же самое происходит при попытках психоаналитиков воздействовать на клиента исключительно психологическими методами. Наиболее оправданным и эффективным является в настоящее время комплексный биопсихосоциальный подход к лечению этого сложного заболевания.
ПРОЯВЛЕНИЯ ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ
Многие из тех, кто когда-либо употреблял в своей речи такие слова, как бред, галлюцинации или психоз в том числе и в свой адрес), не задумываются порой, что эти понятия имеют вполне конкретное значение и могут характеризовать болезнь, о которой здесь идёт речь.
Поясним, что значат некоторые из них на языке психиатрии:
Бред — совокупность идей, суждений, не соответствующих действительности, полностью овладевающих сознанием больного и не корригируемых при разъяснении и разубеждении. Относится к расстройствам мышления.
Больной относится к своим бредовым идеям, как к единственно правильным. Все попытки изменить его точку зрения вызывают протест, недоверие или даже агрессию к «непонятливому» собеседнику: «ну вот – и ты мне не веришь». Идеи могут быть совершенно абсурдными и нелепыми, а могут носить характер, близкий к реальности, но при этом занимать в сознании больного неадекватно значимое место.
Галлюцинации — расстройства восприятия в виде ощущений, образов, непроизвольно возникающих без реального объекта и приобретающих для больного характер объективной реальности.
Галлюцинации могут восприниматься частью больных, как болезненные проявления, чуждые его личности. В этом случае, они, как правило, стремятся избавиться от них с помощью лекарств, особенно если они носят назойливый или устрашающий характер. Но нередко душевнобольной настолько охвачен этими переживаниями, что не может разграничить реальность и внутренние болезненные ощущения (звуки, видения и т.п.). Его поведение и мышление подчинено этим образам, и он как бы «существует в другом мире». Для человека психически здорового наиболее понятным сравнением может быть сновидение. В нём совершенно несовместимые, нелогичные события и действия не вызывают у нас удивления и чувства нереальности (человек может летать, умершие приходят к живым и т.п.). Именно так, не подвергая сомнению, воспринимают больные в психозе свои галлюцинаторные образы. Но в отличие от здоровых людей, эти образы сопровождают их наяву.
Бред, галлюцинации, психомоторное возбуждение и крайние степени эмоциональных нарушений (депрессии, мании) относятся к ПСИХОТИЧЕСКИМ РАССТРОЙСТВАМ. Состояния, при которых они встречаются, носят название ПСИХОЗОВ. Поэтому шизофрения относится к группе так называемых ПСИХОТИЧЕСКИХ ЗАБОЛЕВАНИЙ. В отличие от следующей группы симптомов, эти расстройства называют ещё позитивными или продуктивными. Это говорит не об их положительных качествах, а показывает, что они что-то «добавляют» к условной норме.
Вторая группа симптомов, носящая название негативных, относится к расстройствам, которые «отнимают» что-то от этой самой условной нормы. Сюда относятся:
Апатия – отсутствие интереса к чему-либо, безразличие ко всему,абулия–безволие,аутизм -замкнутость, «уход в себя», эмоциональная холодность, безразличие.
Приведённые выше симптомы могут встречаться и при других заболеваниях, но чаще всего наблюдаются именно при шизофрении. В случае с шизофренией эти нарушения нередко носят более длительный характер, чем сами психотические расстройства. До недавнего времени (до появления нового поколения препаратов) эти расстройства считались практически необратимыми.
Существуют и другие, менее специфичные явления, которые могут иметь место не только при шизофрении. Довольно часто приходится слышать от самих пациентов и их родственников о более привычных жалобах, таких, например, как бессонница, раздражительность, тревога, потеря аппетита и т.д. Наличие только этих расстройств в картине болезни не может быть основанием для постановки диагноза шизофрении. Но их появление нередко может стать признаком начинающегося обострения.
ТЕЧЕНИЕ И ПРОГНОЗ ШИЗОФРЕНИИ.
Прогноз при шизофрении во многом определяется типом течения болезни. Заболевание в ряде случаев ограничивается одним – двумя психотическими эпизодами. Если затем наступает ремиссия продолжительностью пять лет и более, это можно расценивать, как полное «выздоровление». Вероятность возникновения нового эпизода болезни в этом случае равна таковому у здоровых людей.
Но далеко не всегда болезнь протекает столь благоприятно – встречаются случаи длительного безремиссионного течения или непрерывно сменяющие друг друга обострения и ремиссии.
И в том, и в другом случаях повлиять на прогноз болезни и сделать его более благоприятным можно и нужно! Необходимо строгое следование режиму приёма лекарств, несмотря на кажущееся, порой, «выздоровление». Оно может быть нестойким и продлиться без лечения совсем недолго. Шизофрения в период ремиссии подобна тлеющим углям: в любой момент она может «разгореться». Поэтому поддерживающую терапию (лечение в период ремиссии) назначают на несколько месяцев или даже лет.
Чем более длительно применяются лекарства в период ремиссии, тем меньше вероятность нового обострения.