Статьи сотрудников
Материал опубликован:
Обновлён:
Врач-психиатр
диспансерного отделения
Куканова Е.В.
Исследователи говорят о том, что с каждым годом количество подростков, страдающих от компьютерной зависимости, существенно увеличивается. Важно обратить внимание на то, что избавиться от этой проблемы довольно сложно.
Причины возникновения такой интернет-зависимости могут быть различными, но самые основные из них — отсутствие взаимопонимания в реальной жизни, должного общения с друзьями, сложности адаптации в новом коллективе, повышенная обидчивость, неумение строить межличностные отношения. Всё это человек пытается получить в виртуальном мире с нереальными друзьями.
Причины часто зависят от психологических особенностей подростка и его склонности к каким-либо действиям. Например, сегодня в сети можно найти большой выбор онлайн игр. К ним можно отнести азартные игры, такие как казино, покер. Дети младшего возраста часто не могут оторваться от игр-стрелялок, различных ферм. Причины интернет-зависимости у детей и подростков формируются с высокой скоростью, с учетом возрастного изменения и формирования психики. Развитие зависимости в подростковом возрасте изменяет восприятие объективной реальности.
Иногда главной причиной является педагогическая запущенность детей, склонность к сетевому общению, обмену картинками, фотографиями, информацией. Данному состоянию подвержены лица, которые чувствуют себя уверенней, не видя собеседника. Еще одна причина – необходимость в информационном поиске. Заключается в постоянном нахождении любой информации, которая вызывает интерес. Часто это приводит к информационному переизбытку.
Последствия пагубного пристрастия к интернету выражаются в виде потери аппетита, интереса к реальной жизни и важным событиям, а также нарушению режима сна и бодрствования. У многих детей наблюдается эмоциональная нестабильность, что выражается в виде чувства гнева и раздражительности, при возникновении необходимости покинуть виртуальный мир. Отсутствие физической активности оказывает негативное влияние на состояние организма и провоцирует возникновение хронических болезней соматического характера.
Зависимость от интернета у детей формируется стремительно, что выражается в виде потери интереса к реальной жизни. Все внимание подростков сосредотачивается лишь на посещении интернет сайтов. По мнению психологов, подобному виду зависимости более подвержены люди со слабой волей, склонные к личностным расстройствам. Мнительность в совокупности с низкой самооценкой лишь усугубляют ситуацию и способствуют появлению депрессии. На фоне увлечения интернетом нарушаются межличностные связи со сверстниками и появляются трудности в освоении новых знаний. У большинства подростков, проводящих все свое время перед монитором компьютера, имеется склонность к ожирению и заболеваниям опорно-двигательного аппарата.
Определить наличие интернет-зависимости можно либо наблюдением за поведением подростка, либо с помощью простых тестов, предложенных психологами. Опросники просты и доступны в домашнем использовании. Например такой короткий тест. С его помощью родителям предлагается оценить поведение школьника:
- Ежедневно много времени уделяет компьютеру (более шести часов в неделю);
- Теряет контроль над временем, когда садится за компьютер;
- Не прекращает виртуального общения, пока не завершит игру или общение;
- Питается возле монитора, не обращает внимания на гигиену;
- Отвергает утверждение взрослых, что слишком много времени находится за компьютером;
- Неадекватно реагирует на просьбу выключить компьютер (скандалит, плачет, обижается);
- Очень гордится достижениями в играх и заявляет о них всем окружающим;
- Не занимается уроками, пропуская мимо ушей замечания взрослых по поводу школьных обязанностей;
- Сильно раздражается и даже впадает в истерику, когда происходят неполадки с компьютером;
- В отсутствии дома взрослых, все время проводит в интернете.
При положительных ответах на пять вопросов теста можно говорить об интернет-зависимости ребенка.
Условно можно выделить три этапа формирования интернет-зависимости:
- Легкая увлеченность, когда ребенок получает чувство удовольствия от игры. Взрослые не придают значения такому моменту, наоборот, зачастую поощряют детей, думая, что они интеллектуально развиваются.
- Увлечение онлайн-игрой становится болезненной потребностью, принимает систематичность и постоянство.
- Появляются негативные мысли, тревожное состояние, истеричность, неудовлетворенность в общении, учебе, если подросток проводит какое-то время без виртуального пространства.
Исследователи на основе интернет-зависимых симптомов и признаков определили основные формы аддикции, три из которых наиболее свойственны детям:
- Игровые зависимости, которые заключаются в пристрастии к онлайн-играм.
- Ярко выраженная потребность в соцсетях, где подросток ищет виртуальные знакомства и онлайн-общение.
- Хаотичный веб-серфинг, когда подросток просто бесцельно переходит с одного сайта на другой и не может остановиться, хотя при вопросе, что он ищет, ответить ничего вразумительного не может.
Имеется ряд правил, которые помогут уберечь ребенка от посиделок у компьютера. Прежде всего, родители должны больше времени проводить с ребенком, интересоваться его увлечениями. Родители, которые занимаются своими собственными делами, сами провоцируют ребенка искать поддержку и общение в сети интернет.
Следует подумать, чем ребенка можно занять кроме учебы. Для этого необходимо провести с ним беседу, в ходе которой поинтересоваться, чем бы он хотел заниматься, и какой род занятий ему больше по душе. Профилактику интернет зависимости у подростков нужно использовать до того, как ребенок заинтересуется компьютерными технологиями с дальнейшим проведением времени за ним.
Интернет сегодня — один из главных источников полезной информации. Чтобы подросток полностью не отдался виртуальной реальности, забросив учебу и смысл жизни, родителям придется больше посвящать себя интересам ребенка, чтобы жизнь и досуг стали разносторонними.