Asset Publisher

Медицинская помощь пациентам с расстройствами аутистического спектра

Врач – детский психиатр

диспансерного отделения

Елатонцева Н.Л.

 

Проблема расстройств  аутистического спектра является ключевой в современной психиатрии, многоплановой, значимой с медицинской и социальной точек зрения, в ряде аспектов нерешенной, нуждается в разработке мультидисциплинарных клинико-биологических исследований, в поиске новых абилитационных подходов, профилактической стратегии в оказании помощи детям с нарушениями психического развития.

Актуальность проблемы в мире настолько возросла, что в 2001 году- в год психического здоровья, она была объявлена ВОЗ одной из ведущих проблем психиатрии. В 2008 году Генеральной Ассамблеей ООН день 2 апреля провозглашен Всемирным днем распространения информации о проблеме аутизма. 10 июня 2008 г. участники «круглого стола» в Государственной думе Федерального собрания РФ рекомендовали правительству разработать и утвердить целевую федеральную программу помощи больным РАС: « Дети с ограниченными возможностями здоровья (аутизм)». Значимость вопроса определяется хроническим течением РАС и резистентностью к терапии.

Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения (дефктологическая, психологическая, педагогическая, нейропсихологическая коррекция)- один из основополагающих принципов курации аутистических расстройств у детей.

Абилитационные усилия направлены на купирование позитивных симптомов болезни, уменьшение когнитивных нарушений, смягчение тяжести аутизма, социальное взаимодействие, на стимуляцию развития функциональных систем, создание предпосылок к возможности обучения. Цель абилитации- добиться максимально положительного исхода болезни в результате сочетания фармакотерапии и немедикаментозной коррекции, применяемой командой специалистов.

Специализированная медицинская помощь в условиях стационара больным РАС оказывается при выраженности и остроте психопатологических расстройств, грубом нарушении поведения, в том числе при углубленной диагностике, в целях подбора купирующей терапии в детском психиатрическом отделении, где открыты койки для совместного пребывания матери и ребенка или дневном полустационаре. Основной принцип лечения-биосоциальный комплексный подход, включающий медикаментозную, дефектологическую и психотерапевтическую помощь.

Специализированная медицинская помощь в условиях дневного стационара оказывается больным РАС с невыраженными обострениями, когда пациент не нуждается в круглосуточном наблюдении, для выработки алгоритма лечения.

Первичная специализированная медико-санитарная помощь в амбулаторных условиях следует за стационарной или является самостоятельной и включает диагностическую, медикаментозную и психологическую коррекцию (при сохранении относительно упорядоченного поведения и отсутствии опасных тенденций для самого больного и окружающих). Повторный прием врача-психиатра проводится для окончательной диагностики вида РАС, определения динамики психического состояния, контроля эффективности лечебных мероприятий.

Абилитационные усилия, начатые в первичном и стационарном звене  здравоохранения, должны быть продолжены в санаториях психоневрологического профиля. Одно из основных направлений реорганизации психиатрической службы в России-перенос акцента оказания помощи из стационарных во внебольничные условия, в условиях естественного социального окружения с возможно большим ее приближением к месту проживания пациента. К сожалению, в части субъектов РФ в структуре психоневрологических диспансеров не предусмотрены детские подразделения, ориентированные на оказание специализированной диагностической, лечебной, абилитационной помощи детям с РАС.

Психокоррекционная помощь-обязательная составляющая абилитации больных РАС, так как направлена на формирование навыков социального взаимодействия и адаптации. Несомненным достоинством терапевтических и коррекционных техник является их высокая пластичность, приспособляемость под различные условия работы.

Комплексное использование медикаментозных и немедикаментозных методов лечения (дефектологическая, психологическая, педагогическая коррекция, психотерапевтическая, социальная работа с пациентом и его семьей)-один из основополагающих принципов  коррекции аутистических расстройств у детей.

Очевидная громоздкость самой системы помощи больным РАС в России, ведомственная разобщенность, использование разных моделей организации реабилитационного процесса применительно к группам РАС, разделенным по формальным признакам, низкая включаемость в реабилитацию врачей, в частности, детских психиатров, обусловливают необходимость ее совершенствования и реформирования.

Организация ранней психоневрологической помощи требует совершенствования старых и создания новых форм. Особое значение приобретает внедрение новых форм в первичном звене здравоохранения (поликлиника, консультативно-диагностический центр).Необходимость пролонгированного диспансерного наблюдения детей раннего, дошкольного, школьного возраста, с учетом дифференцированных групп риска, а также в стационарном звене здравоохранения , предоставление комплексной медицинской, психологической и социальной помощи данному контингенту с РАС делают помощь адресной и способствуют позитивным изменениям в психическом состоянии детей, с отчетливой тенденцией приближения их качества жизни к уровню здоровых сверстников.

Современная организация психиатрической помощи детям и подросткам и система учебно-воспитательных и реабилитационных учреждений, подчиненных Министерству образования и науки РФ, психоневрологические санатории и интернаты (Министерство соцзащиты РФ) практически не имеют точек соприкосновения для эффективного взаимодействия. Психосоциальная терапия не может обходиться только методами, применяемыми в условиях учреждения психиатрического профиля.

Использование полипрофессиональной модели взаимодействия с участием психиатра, психотерапевта, психолога, дефектолога, невропатолога, педиатра и других способствует повышению уровня психосоциальной адаптации семей, имеющих детей с проблемами в развитии, и их качества жизни.

02 May 2023, 15:49
02 May 2023, 15:49